News:News:article:article Астраханскую область ждут большие перемены :: Перископ ::
Перископ
Сегодня 23 Фев, 2018 г. - 16:54  


· Главная
· Аналитика
· Регионы
· Эксперты
· Политтехнологии
· Стратегия
· О сайте
· Поиск



Нужно ли сажать олигархов?

· Нужно
· Нужно сразу расстреливать
· Главное забрать у них награбленное

[ Результаты | Опросы ]



Регионы


Астраханскую область ждут большие перемены
19 Авг, 2004 г. - 13:28 Версия для печати | Послать эту статью товарищу
Игорь Дубравин

Вчера стало известно о смерти губернатора Астраханской области Анатолия Гужвина, который скончался, находясь на отдыхе в Сочи. Гужвин руководил Астраханской областью с 1986-го года. В августе 1991-го года он был назначен губернатором. Очередные выборы губернатора должны были состояться в декабре этого года, и Гужвин был главным претендентом на победу. Теперь исполняющим обязанности главы региона, в соответствии с Уставом области, стал первый заместитель губернатора Александр Жилкин. Интересно, что он же пока является и наиболее вероятным претендентом на победу в ходе губернаторских выборов, которые, видимо, пройдут в ранее намеченные сроки. Хотя возможность участия Гужвина в предстоящих выборах обсуждалась, скорее всего, он участвовал бы в выборах и стал бы главным претендентом на победу. Со значительной долей вероятности можно предположить, что Гужвин получил бы ╚добро╩ из Москвы. Показательно, что на недавних парламентских выборах астраханский губернатор возглавил региональный список ╚Единой России╩. Однако его шансы были бы наиболее предпочтительными даже в том случае, если бы его кандидатуру не поддержал Кремль.

За годы нахождения у власти Гужвин создал такую систему управления, которая надёжно поддерживала его лидерство в политическом пространстве региона. С одной стороны Гужвину удавалось достаточно эффективно пресекать возникновение в области значимой политической оппозиции, способной серьёзно угрожать губернаторской власти. Конкуренция подавлялась решительно и однозначно. Впрочем, по этой причине в региональной политической элите ощущается острый кадровый голод. В настоящее время активное участие в местной политике принимают или достаточно средние фигуры, не способные к масштабной борьбе, или люди, находившиеся под контролем покойного губернатора, функционеры, чиновники. Одновременно Гужвин пытался максимально закрыть регион от внешнего проникновения.

Но с другой стороны, астраханский губернатор практиковал внешне достаточно мягкий, даже толерантный стиль поведения и руководства. Он избегал публичного проявления неприязни к кому-либо, жёсткого оппонирования, предпочитая все проблемы решать за кулисами и желательно чужими руками. Губернатор ╚мягко стелил╩, но при этом де-факто всегда давал понять, тому или иному человеку (или структуре) его реальное место в данной системе взаимоотношений, признающей лишь одного безусловного лидера √ Гужвина. Сочетание этих двух обстоятельств обеспечивало контроль над ситуацией.

Среди политических партий своей оппозиционностью отличаются лишь коммунисты. Однако их активность была не столь высока, чтобы представлять серьёзную опасность для Гужвина. По некоторым данным, фигуры лидеров почти всех местных отделений политических партий, так или иначе, были согласованы с покойным губернатором. Более того, в своих действиях даже самые независимые были вынуждены оглядываться на областную власть.

В целом губернатор пользовался поддержкой и в среде региональной экономической элиты. Это происходило не столько от большой любви к губернатору, сколько в силу отсутствия выбора с одной стороны, и по причине взаимной заинтересованности с другой. Среди наиболее крупных структур, работающих в области, следует выделить √ Газпром (АО ╚Астраханьгазпром╩ - главный донор областного бюджета, в последнее время дистанцировалось от областной власти), ЛУКойл (ООО ╚ЛУКойл-Астраханьнефтепродукт╩ - влияние на местную политику утерял в связи с переносом центра в Волгоград), ОАО ╚Связьинформ╩ (контролируется краснодарским бизнесом). Из относительно крупных структур, поддерживавших с местной властью более тесные связи, можно выделить ╚Астраханьэнерго╩ и местный ВКА-банк.

Однако такая жёсткая структура регионального политического процесса теперь может стать причиной дестабилизации ситуации, начала ожесточённого передела сфер влияния и в первую очередь борьбы за политическую власть. Исчезновение главного координирующего и направляющего звена в этой системе в лице покойного губернатора, замыкавшего все процессы лично на себя, может привести к неожиданным вариантам развития событий. Баланс сил в преддверии выборов губернатора может быть нарушен внезапно и благодаря не столь уж значительному воздействию на ситуацию.

Предпосылки для этого вызревали давно. Всё более накапливалась усталость от фигуры бессменного руководителя области. В регионе сохраняется сложная экономическая ситуация. Имеющийся потенциал не используется в полной мере. За последние десять лет в тяжёлом кризисе оказались все отрасли местного хозяйства, за исключением добычи газа. Очевидно, что это произошло в первую очередь в силу макроэкономических причин общероссийского масштаба. Однако экономическая деятельность региональной власти также признаётся, по крайней мере, недостаточно эффективной, а в некоторых случаях откровенно неудачной. Кроме того, областной власти не без оснований ставится в вину тяжёлая криминальная ситуация, сложившаяся в Астраханской области. В первую очередь речь идёт о рыбно-икорном теневом бизнесе, другом браконьерском промысле, контрабанде, незаконной миграции, мощном наркотрафике, создании этнических преступных группировок (прежде всего чеченской), серьёзно влияющих на положение в регионе.

Росло напряжение и в среде региональной элиты. Местных политиков раздражала невозможность продвижения без санкции губернатора, получить которую было достаточно сложно. Гужвин, по всей видимости, всё меньше устраивал и федеральный центр. Астраханская область по ряду причин имеет стратегическое значение, но ситуация в этом регионе явно не удовлетворяет Москву. Это предположение косвенно подтверждается и процессом смены руководителей всех федеральных ведомств, который идёт в течение последнего года. На все ключевые посты ╚федералов╩, назначаются люди, не имевшие ранее отношения к Астраханской области или, по крайней мере, не связанные с Гужвиным. На сегодняшний день можно сказать, что областная администрация не имеет значимого влияния на руководство подразделений федеральных ведомств в Астраханской области. Теперь, все эти факторы обязательно проявят себя, причём с удвоенной силой.

Исполняющий обязанности губернатора Александр Жилкин ранее являлся первым заместителем губернатора, курировал вопросы социальной защиты населения, формирования бюджета, возглавлял областной рыбохозяйственный совет. Жилкин считался в области вторым лицом, главным идеологом и политическим консультантом областной администрации, наиболее приближённым к губернатору человеком из числа региональной политической элиты (работает в администрации с 1991 года).

Однако последние несколько лет в кулуарах астраханского политического бомонда с уверенностью говорили о наличии у этого человека губернаторских амбиций. Слухи о его возможном участии в выборах в качестве ╚кандидата Кремля╩ были запущены в области ещё весной этого года, несмотря на сверхнадёжные позиции Гужвина. Сам факт зондирования почвы на эту тему уже показателен.

Жилкин моложе (1959-го г.р.), современнее, публичнее Гужвина. Он достаточно энергичен и способен к самостоятельной политической деятельности. Педагог по образованию, с 1986 года он начинает комсомольскую карьеру. В 1990 году он стал первым секретарем Астраханского обкома ВЛКСМ, а чуть позже победил на выборах депутатов Верховного Совета РСФСР. В августе 1991-го участвовал в событиях вокруг Белого Дома, за что получил медаль ╚Защитнику свободной России╩. Однако после этого вернулся (или был вынужден вернуться) в Астрахань, на должность заместителя губернатора.

В последнее время Жилкин вёл активную самостоятельную информационную деятельность. Фактически он занимался самораскруткой на будущее. Этот факт порождал в регионе массу слухов о якобы появившемся противостоянии Жилкина и Гужвина. Однако в своей деятельности Жилкин очень внимательно следил за тем, чтобы не перейти грань дозволенного и публичной критики в адрес губернатора себе не позволял. Это связано, в том числе, и с тем, что объективно Жилкин вряд ли был способен (в том числе и на выборах) выдержать лобовое столкновение с покойным губернатором. Скорее всего, Жилкин готовил себя на роль преемника Гужвина, которому тот без особых проблем передал бы власть, если не на этих, то на следующих выборах.

Теперь же ситуация для Жилкина кардинально меняется. С одной стороны он может использовать все преимущества своего нынешнего положения от административного ресурса до факта своего близкого сотрудничества с покойным губернатором, используя все позитивные стороны имиджа Гужвина. Жилкин на сегодняшний день объективно является наиболее раскрученным и влиятельным из всех системных астраханских политиков. Эти преимущества он может удачно презентовать и Москве.

С другой же стороны в публичном сознании образ Жилкина отнюдь не сливался с образом Гужвина. И.о. губернатора имеет самостоятельный имидж, собственную популярность и способен выстроить новую систему позиционирования. Связь с покойным губернатором не помешает ему создать образ политика нового поколения, проводника свежих веяний, позитивных изменений в области, способных привлечь весьма широкую поддержку от федерального центра и крупных ФПГ, до рядовых обывателей. Слухи о разногласиях с Гужвиным также пойдут на пользу.

Конечно, фигура Жилкина не является безальтернативной. Ему предстоит жестокая борьба с теми, кто долгие годы борется за влияние на местной политической сцене. К примеру, можно с большой долей уверенности прогнозировать участие в выборах Сергея Боженова - председателя комитета Думы Астраханской области по государственной политике, законности и правопорядку, предпринимателя. Боженов, во главе группы депутатов облдумы, в последние год-два активно критикует областную власть. Так свободно себя чувствовать Боженову позволяет то обстоятельство, что свой личный бизнес он вывел из области в Москву. Ранее он был близок к городским властям Астрахани (мэр Игорь Безрукавников), которые находятся в перманентном конфликте с областной властью в первую очередь по поводу межбюджетных отношений. Но сейчас Боженов подвергает острой критике и деятельность городских властей. Одновременно по слухам Боженов лоббирует интересы некоторых групп регионального бизнеса (среднего масштаба).

Впрочем, региональные СМИ нередко обвиняют Боженова в том, что свою политическую борьбу он ведёт ╚довольно грязно и мечется от одной партии/группы к другой╩, что не остаётся незамеченным рядовыми избирателями. Кроме того, его известность ограничивается пределами Астрахани, а на селе он мало известен. Хотя Боженов участвовал в последних выборах депутатов ГД и занял второе место. Также он намеревается активно поддержать одного из кандидатов на пост мэра Астрахани (одновременно с губернаторскими в области пройдут выборы глав муниципальных образований). Говорит о том, что для этого им уже сформирована ╚команда молодых профессионалов╩. Эта команда, возможно, будет бороться как против ╚кандидата власти╩, так и против мэра Безрукавникова, что потребует немалых усилий.

Ещё одним возможным претендентом на пост губернатора является Николай Арефьев √ первый секретарь Астраханского обкома КПРФ, бывший депутат ГД по партспискам. Коммунисты являются единственной действительно оппозиционной силой в регионе. Они имеют некоторые ресурсы, сеть организаций. Уровень поддержки коммунистов в Астраханской области также традиционно остаточно высок. Но на последних парламентских выборах Арефьев не попал в ГД и лишился своего депутатского статуса. Этот факт, наряду с неудачей КПРФ и внутренними проблемами партии в целом, значительно снижает степень влияния и популярности коммунистов.

К тому же кандидату от КПРФ может составить значительную конкуренцию Олег Шеин √ депутат ГД по избирательному округу ╧ 63 (Астраханский), член фракции ╚Родина╩. Шеин уже второй раз избирается в ГД. Причём в первый раз он избирался по избирательному округу ╧ 61, который в 1999-м году охватывал всю Астраханскую область. Оба раза Шеин избирается при поддержке областной администрации, хотя известность получил в качестве радикального профсоюзного деятеля ультралевой ориентации. Не исключают и возможность участия Шеина в выборах мэра Астрахани.

Решающим фактором в данной ситуации может стать позиция Кремля. Никто из возможных претендентов не обладает такими ресурсами (в первую очередь таким уровнем популярности) для того, чтобы победить вопреки воле федерального центра. Это же обстоятельство теоретически позволяет Москве выдвинуть на выборах в Астраханской области какую-либо внешнюю фигуры. К примеру, учитывая специфику региона, это может быть какой-то ╚силовик╩. Ситуация складывается таким образом, что и население области, и значительная часть региональной элиты может поддержать такого человека. Причём определённость в этот вопрос должна быть внесена в ближайший месяц, так как до выборов остаётся совсем немного времени. Тем более, что дата проведения выборов может быть сдвинута с декабря на ноябрь.


 
 
Связные ссылки

· Ещё о Регионы
· Новости admin


Самая читаемая статья из раздела Регионы:
УКРУПНЕНИЕ СУБЪЕКТОВ НЕИЗБЕЖНО, КАК НОВЫЙ ГОД






Астраханскую область ждут большие перемены | 0 комментарии
Порог
За коментарии ответственны только те, кто их поместил. Мы не несём ответственности за них.

E-mail:mail@periskop.ru
-=SkyNet=-
Центр Информационных Технологий -=SkyNet=-